Сегодня, в рамках традиционной рубрики «Бизнес-вопрос», мы затронем одну из самых простых тем. В то же время, эта тема является одной из самых популярных среди начинающих предпринимателей, которые только-только готовятся стать на тропу бизнеса. Прочитав заголовок к записи, многие из вас, возможно, подумали, что мы будем давать очередную порцию советов о том, как бросить работу и уйти в собственный бизнес. На самом деле, все намного проще. Сегодняшняя тема не будет нести в себе никаких мотивирующих призывов, советов и примеров из деятельности успешных людей. Нет, речь пойдет совсем не о том.
Сегодня мы расскажем о тех процедурах, действиях, моментах оформления, через которые проходит любой человек, желающий стать предпринимателем. Да, речь пойдет о таких вопросах, как сбор бумаг, оплата пошлин, выбор вида деятельности и прочих вопросах, через которые придется пройти во время оформления предпринимательской деятельности.
Все важные моменты мы оформили в короткие и понятные каждому этапы. И пронумеровали их. Получилось что-то похожее на пошаговое руководство, инструкцию, туториал по оформлению предпринимательской деятельности. Надеемся, этот план поможет вам и сделает процесс становления предпринимателем более простым, понятным и прозрачным.
Шаг первый – поиск идеи бизнеса
Как ни крути, а все начинается с поиска оптимальной идеи для будущего бизнеса. И именно с этого начинается зарождение будущего предпринимателя или бизнесмена (о разнице между этими понятиями читайте в статье «В чем разница между предпринимателем и бизнесменом?»).
После того, как вы определились с будущим направлением деятельности (если до сих пор не нашли ту самую идею, настоятельно рекомендуем изучить вот эту статью), можно сразу же переходить к следующему этапу. Именно с этого шага начинается процесс оформления будущей предпринимательской деятельности.
Шаг второй – определяемся с формой бизнеса
У вас два варианта – открыть ИП или ООО. ИП – это индивидуальный предприниматель. То есть, частное лицо, занимающееся деятельностью. ООО – общество с ограниченной ответственностью. Это несколько более сложная форма бизнеса.
Какую из этих форм бизнеса выбрать, опять-таки, вы определяетесь, исходя из собственных соображений. Все зависит от размеров, вида бизнеса, величины стартового капитала, потенциальной прибыли, наличия или отсутствия наемных сотрудников и многих других факторов. Возможно, вам помогут следующие наши материалы – «Как открыть ИП?» и «Как открыть ООО?».
Как бы там ни было, большая часть начинающих предпринимателей останавливают свой выбор на оформлении ИП. Эта форма не требует больших затрат на старте и имеет более простую схему получения прибыли и выплаты налогов.
Единственный небольшой минус ИП – вам в любом случае придется совершать выплаты в Пенсионный фонд. Независимо от того, получаете ли вы прибыль в данный момент или же работаете себе в убыток. Выплата есть, и ее необходимо выплачивать. Годовой (минимальный) взнос в текущем году составит около 20 000 рублей.
Все дальнейшие шаги мы будем описывать, основываясь на оформлении ИП.
Шаг третий – определяем вид деятельности по ОКВЭД
Очень простой этап. Нужно просто определить, чем именно вы будете заниматься, после чего подобрать для своего бизнеса соответствующие коды в ОКВЭД. Для тех, кто не знает, ОКВЭД – это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Виды деятельности в данном классификаторе распределены по классам и разделам. Может оказаться, что в классификаторе нет точного названия для вашего вида деятельности. В этом случае вам нужно подобрать один или несколько видов похожей деятельности.
Когда определились, запишите все названия деятельности и их коды. Они вам еще пригодятся при подаче бумаг на оформление ИП.
Шаг четвертый – заявление на регистрацию ИП
Тут у вас два варианта.
Вариант первый. Вы можете по старинке прийти в налоговую инспекцию по месту жительства и заполнить заявление о регистрации ИП. Как раз в этом заявлении и нужно будет указать коды предполагаемой деятельности по ОКВЭД. Конечно же, вы можете скачать бланк заявления и заполнить его у себя дома. В спокойной обстановке. Только не подписывайте заполненное заявление. Это нужно будет сделать в налоговой инспекции.
Второй вариант. Сегодня технологии добрались и до государственных учреждений. Поэтому вы можете подать заявку на открытие ИП через интернет. Подробности можно узнать на сайте Федеральной Налоговой Службы (ФНС).
Шаг пятый – оплата государственной пошлины
На сегодняшний день сумма госпошлины за регистрацию ИП составляет смешные 800 рублей. Интересно, как долго сохранится такая низкая ставка?
Итак, берете квитанцию на оплату пошлины. Ее можно взять все в той же налоговой. Далее с квитанцией идете в ближайшее отделение Сбербанка и оплачиваете (предварительно отстояв очередь). Квитанцию сохраняете. Ее нужно будет предъявить в налоговой инспекции.
Опять-таки, можно все сделать через интернет. Оплату госпошлины за регистрацию ИП принимают на сайте налоговой. Только не забудьте после оплаты распечатать квитанцию.
Любопытный (и приятный) факт – если в силу каких-то обстоятельств вы откажитесь от регистрации ИП, деньги можно будет вернуть. Но это так, к слову. Идем дальше. Финиш все ближе.
Шаг шестой – сдача всех документов в налоговую инспекцию
Когда вы в первый раз приходили и заполняли заявление в налоговой, то инспектор сообщил вам день, когда вам нужно будет прийти с повторным визитом и необходимыми бумагами. Если вы отправляли заявку через сайт, вам также сообщили время, когда все будет обработано для дальнейшей работы.
Итак, в назначенный день нужно прийти в налоговую инспекцию и принести с собой все необходимые бумаги. А именно:
- Оригинал паспорта.
- Ксерокопия паспорта.
- Заявление о регистрации ИП (если подавали документы онлайн, заявление не нужно).
- Уведомление о переходе на выбранную систему налогообложения (скорее всего, это будет УСН).
- Квитанцию или распечатку квитанции об оплате государственной пошлины на открытие ИП.
Важный момент. Также можно не появляться в налоговой лично. Можно отправить документы по почте. В этом случае заявление и копию паспорта нужно нотариально заверить. Иначе, бумаги не примут.
Все, основные шаги проделаны. Осталось совсем чуть-чуть.
Шаг седьмой – открываем расчетный счет
Предпринимателю необходим специальный расчетный счет. Именно сюда будут поступать все платежи, отсюда будут начисляться налоги и т.п.
После того, как вы посетили налоговую и получили все необходимые бумаги на осуществление предпринимательской деятельности, нужно посетить банк и открыть расчетный счет. Расчетный счет – удовольствие платное. Но не дорогое. Тарифы разные (обычно 500-900 рублей в месяц). Зависят от нескольких факторов. Старайтесь выбирать тариф, где имеется интернет-банкинг или мобильный банк. Так вам будет проще следить и управлять своим счетом.
В общем, идете в банк, сообщаете, что хотите открыть расчетный счет для ИП. Дальше – вам все расскажут, покажут, сделают. Ничего сложного. Потратите немного времени, несколько сотен рублей и все.
Шаг восьмой – сообщаем об открытии расчетного счета в ФНС и ПФР
Этот шаг элементарный, но жизненно необходимый. После того как вы открыли расчетный счет в банке, вам необходимо сообщить о нем в налоговую службу и пенсионный фонд. Сделать это нужно в течение недели с момента открытия счета. Если этого не сделать, вас оштрафуют на несколько тысяч рублей.
Чтобы ваша предпринимательская деятельность не начиналась с неприятных штрафов и лишних трат, не забудьте об этом простом шаге. Лучше сразу же, в день открытия расчетного счета, съездите в налоговую (и пенсионный фонд) и сообщите об этом радостном событии.
Шаг девятый – начинаем работать и зарабатывать
Все. Принимайте поздравления. Теперь вы – предприниматель. Или бизнесмен. Или бизнесвумен. Как вам угодно. Вы сделали важный шаг – оформили законную деятельность.
Теперь можно переходить к более интересным процессам – производству, продажам, оказанию услуг или чему-то еще (в зависимости от того, что за бизнес вы представляете). Желаем успехов!