Почему-то так повелось в российской бизнес-среде, что многие предприниматели до сих пор не понимают всю важность и ценность грамотно составленного бизнес-плана. А ведь этот набор документов выполняет одновременно несколько важнейших для будущего бизнеса функций. Наглядно изложенные на бумаге мысли — это намного более удобно, чем идеи, которые бизнесмен держит у себя в голове (наверняка вы ни раз встречали деятелей, которые «и так все знают без всяких бумаг»). Информацию на бумаге или в виде текстового файла на компьютере можно легко структурировать, редактировать, удалять или вычеркивать лишнее и добавлять что-то новое. Более того — эти данные, планы, идеи будут всегда у вас на виду. Вы не забудете ничего важного. Кроме того, листая, время от времени, эти бумаги, вы наверняка придумаете много полезного и избавите себя от различных ошибок в будущем. В общем, имея перед собой четкий план действий, вы не заблудитесь, как капитан корабля, блуждающего по океану без компаса.
Вторая важная функция хорошо составленного бизнес-плана — показать вашим управляющим, менеджерам, специалистам цели, которых вы желаете добиться в будущем. Когда все члены вашей команды будут четко осознавать, что от них требуется и к чему ведут их действия, весь ваш коллектив будет работать слаженно и быстрее добиваться выполнения поставленных задач.
Третье важнейшее назначение бизнес-плана — это, конечно же, привлечение инвесторов или бизнес-ангелов в ваш проект. Этим людям не интересно слушать ваши философские рассуждения по поводу успеха вашего будущего или действующего бизнеса. Они желают видеть реальные факты, цифры, прогнозы, подробно изложенные на страницах вашего бизнес-плана. Причем нужно учитывать тот факт, что инвесторы – люди очень занятые. У них нет времени читать пятисотстраничные отчеты о деятельности вашей компании (или ваших планах). Они лишь бегло просматривают страницы вашего бизнес-плана, и, если в нем найдется информация, которая привлечет их внимание, у вас есть шансы заключить очень нужный вам договор и получить долгожданные инвестиции. Отсюда вытекает следующее — вы должны изложить информацию о своей деятельности (существующей или планируемой) коротко, но очень емко.
Где взять бизнес-план?
Вариантов немного. Всего два. Во-первых, вы можете заказать составление необходимого набора документов у стороннего специалиста или в специализирующейся конторе. Преимущества — вы экономите много времени и сил. Плюс нет необходимости штудировать тонны примеров, чтобы разработать собственный бизнес-план. Но есть и минусы. Стоимость составления бизнес-плана в нашей стране начинается с отметки 50-60 тысяч рублей. Некоторые специалисты и агентства берут еще больше. Для начинающего предпринимателя, который только собирается организовать свой небольшой бизнес, это может стать серьезным ударом по бюджету. И даже такая сумма, отданная за составление всех необходимых документов, не гарантирует вам качество полученного бизнес-плана. Как правило, все агентства работают по заранее заготовленным шаблонам и очень редко стараются подойти к процессу более творчески.
В итоге созданный на стороне бизнес-план, возможно, и поможет вам двигаться вперед и развивать дело. Но вряд ли будет способен привлечь инвесторов или бизнес-ангелов, так как не будет содержать и половины всей необходимой информации. Часто на выходе получают пакет бумаг, в которых отсутствует даже такая важная информация, как прогнозируемые расходы по каждой операции, возможные суммы прибыли и конкурентные преимущества. То есть, те самые графы, которые интересуют инвесторов больше всего. Естественно, получить инвестиции с таким бизнес-планом вряд ли получится.
[direct]
Хороший бизнес-план всегда содержит всю самую важную информацию о будущей деятельности компании. В нем подробно описывается сфера деятельности, выпускаемые продукты и предлагаемые услуги, их преимущества по сравнению с товарами конкурентов. Вы должны показать, почему люди будут покупать именно ваши продукты и пользовать именно вашими услугами. Также в пакете документов должна быть информация о суммах стартовых и ежемесячных вложений, прогнозируемые сроки окупаемости и, конечно же, прибыли. И знаете, что? Такой план вы сможете составить только самостоятельно. Потому что никто не заинтересован в успехе вашего бизнеса так, как вы. И никто не знает ваше дело лучше вас.
Что входит в состав бизнес-плана?
Далее предлагаем вашему вниманию краткое описание самых важных документов, которые должны быть в грамотно составленном бизнес-плане. Сразу стоит отметить, что общий объем документов обычно составляет около 50 листов в формате А4. Итак, начнем.
Титульный лист и оглавление. Это лицо вашего бизнес-плана. Поэтому постарайтесь, чтобы оно выглядело как можно привлекательнее. На титульном листе должно быть название вашей организации, имена учредителей, контактная информация, адреса. В оглавлении должны быть перечислены основные разделы с указанием всех страниц для быстрой навигации по документам.
Введение. Обычно занимает не более одной-двух страниц. Составляется по тому же принципу, что и введение к литературным произведениям. То есть, здесь коротко описывается все то, что будет более подобно раскрыто на следующих страницах. Но не стоит игнорировать этот раздел. Введение важно не меньше, чем титульный лист. Особенно если вы планируете привлекать инвесторов. По этим двум страницам специалист сразу же сможет определить, стоит ли связываться с вами и вашей организацией или нет. Во введении вы должны коротко и ясно описать сферу деятельности своей компании, ценность продуктов и услуг, преимущества, прогнозируемые расходы и возможные прибыли. Вы должны рассказать, на что именно будет расходоваться стартовый капитал и через какое время вернутся вложенные средства и проект начнет приносить прибыль. Как правило, введение, как бы странно это не звучало, пишут уже по завершении работы над бизнес-планом. Сначала расписывается все подробно, а потом выделяется самая суть из каждой главы и помещается во введение.
Описание возможностей рынка. На нескольких страницах вы должны максимально подробно (но без лишней воды) рассказать, в какой сфере вы будете работать, кому продавать свои товары и услуги, почему вам интересна именно эта сфера и именно эта категория потенциальных клиентов. Вы должны ответить на следующие вопросы. Каков объем рынка? Растет ли он? Если да, то насколько быстро? Какова его специфика? Имеются ли риски, связанные именно с этой сферой деятельности? Как с ними справляться? Ответив на эти вопросы, вы сможете оценить перспективы этого направления деятельности. Кстати, ответы на многие подобные вопросы можно найти в отсчетах аналитиков и статистиков на соответствующих сайтах.
Обзор рынка и конкурирующих организаций. Очень мало шансов, что ваш бизнес окажется уникальным. Скорее всего, помимо вас, на рынке будет достаточно других участников. В том числе более старых, состоявшихся, успешных. Ваша цель — изучить своих конкурентов, их сильные и слабые стороны и сделать соответствующие выводы. Вам помогут ответы на следующие вопросы. Кто ваши конкуренты? Как долго они на рынке и каких успехов достигли? Что они производят и какие услуги предлагают? Что пользуется наибольшим спросом? Какую долю рынка они занимают? Каким должен быть ваш продукт (или услуга), чтобы он мог составить конкуренцию продукции известных участников рынка. Проводя подобное исследование и отвечая на вопросы, делайте это непредвзято.
Резюме членов вашей команды. Многие забывают про этот пункт. На самом деле, он очень важен. Ведь от того, кто у вас будет работать, во многом зависит успех вашего бизнеса в целом. А для инвесторов резюме на каждого представителя вашей команды просто необходимы.
Доходы и расходы. Здесь вы должны как можно подробнее описать все источники доходов вашей будущей организации — прибыль от продажи продуктов и услуг. В этом же разделе необходимо рассказать о планируемых статьях расходов. Учитывайте не только первоначальные вложения, но и ежемесячные платежи — зарплаты сотрудникам, аренда помещений, закупка расходных материалов, налоговые и пенсионные отчисления и т.д. Здесь же можно описать партнеров, поставщиков, производителей материалов для вашей организации.
Прогнозируйте возможные риски. В бизнесе не всегда все идет так, как вы планируете. Вы должны быть готовы к сюрпризам, как приятным, так и не очень. А чтобы быть готовыми ко всему, следует поработать все возможные варианты сценариев развития вашей компании. Сначала проанализируйте лучший вариант, потом менее приятный, и, наконец, самый критичный сценарий. Вы должны продумать, как вы сможете выйти победителем при любом исходе событий.
Готовый бизнес-план не стоит откладывать на дальнюю полку. Он всегда должен быть перед глазами. На протяжении всей жизни вашей организации, вы должны постоянно возвращаться к своему бизнес-плану, корректировать его, дополнять, выявлять ошибки. Такой подход позволит постоянно контролировать и улучшать ваш бизнес. А значит и успех будет уже не за горами. На этом все. Желаем вам успешного бизнеса!