Практически любой бизнес, рано или поздно, увеличивается и достигает таких масштабов, когда справиться в одиночку предпринимателю или бизнесмену становится очень и очень сложно. Возникает слишком много вопросов и всплывает слишком много дел, которые требуют немедленного решения или выполнения. А времени, как известно, всегда не хватает. Особенно, когда в бизнесе вы пока еще совсем один и у вас нет помощников. В такой момент единственным верным решением является наем сотрудников на работу. И вот тут возникает много вопросов у начинающего предпринимателя.
Как правило, если человек впервые запустил бизнес и в первый раз решается на привлечение одного или нескольких работников, он совершенно не представляет, что и как нужно делать. Как правильно принимать на работу сотрудника? Какие шаги нужно предпринимать? Какие юридические вопросы соблюдать? Какие бумаги нужно собрать? И так далее и тому подобное. Таких вопросов при первом приеме сотрудника на работу может возникнуть очень и очень много.
В сегодняшней статье постараемся максимально сжато и, в то же время, подробно (не упустив важных деталей) разобраться в процедуре найма сотрудника на работу. Стоит отметить ,что данная процедура актуальна, как для ИП, так и для ООО. Правда, некоторые шаги в том или ином случае являются необязательными. При этом если вы их выполните, это не будет лишним. Они позволят вам только лишь еще лучше контролировать весь процесс. Начнем.
Две формы трудовых отношений
Наше законодательство позволяет выбирать одну из двух форм оформления трудовых отношений. Это может быть всем известный трудовой договор или же гражданско-правовой договор. Если коротко и ясно говорить об отличиях, то главное в «равновесии» сторон. Если в стандартном трудовом договоре есть две стороны – работодатель и работник, то при гражданско-правовом договоре есть заказчик и исполнитель. То есть, в первом случае есть начальник и есть подчиненный, а во втором случае – есть два или более равноценных партнера (один платит деньги, второй оказывает услугу или создает продукт).
Если вы любите копаться в законах, то о гражданско-правовом договоре можете почитать в главе 37 Гражданского кодекса РФ, а о трудовом договоре – в статьях 56-84 Трудового кодекса РФ. Там вы найдете все условия по заключению, оформлению, а также расторжению договоров. Далее разговор будем вести по части трудового договора, который является стандартным при обычном приеме на работу.
Важный «бумажный» вопрос
Перед тем как будет заключен трудовой договор с новоиспеченным сотрудником, ваш будущий подопечный должен ознакомиться с, так называемыми, локальными правовыми актами компании. К ним относятся следующие документы:
- Правила внутреннего трудового распорядка.
- Должностные инструкции.
- Коллективный договор.
Но тут есть несколько важных моментов. Все эти документы будут нелишними для компании, хотя, например, ИП может вообще не располагать всеми этими бумагами. То есть, ИП может вообще не разрабатывать локальные нормативные акты.
Что касается ООО, то тут обязательными являются только Правила внутреннего распорядка. ООО может не располагать Должностными инструкциями, а также, если на предприятии нет профсоюза, то и коллективный договор тоже не нужен.
После ознакомления с документами предприятия, нанимаемый сотрудник должен поставить свою подпись. Идем дальше.
Пошаговый план приема сотрудника на работу
Далее пошагово расскажем обо всех важных этапах при приеме и оформлении новоиспеченного сотрудника.
Шаг первый
Первым делом, будущий сотрудник должен выразить желание работать в вашей компании и составить заявление о приеме на работу в письменной форме. Заявление должно быть написано на имя руководителя. В нем должна быть подробная информация о соискателе, а также желаемая должность в компании.
После того, как руководитель ознакомится с заявлением, он принимает решение о приеме сотрудника или же об отказе в приеме на работу.
Шаг второй
Если работодатель принял положительно решение, будущему сотруднику нужно приложить к заявлению следующие документы:
- Ксерокопия паспорта. Нужны копии всех страниц.
- Страховое свидетельство (если есть).
- Диплом, аттестат или иной документ об образовании.
- Военный билет (если есть).
- Трудовая книжка (если это не первое место работы).
Если страхового свидетельства и трудовой книжки у соискателя нет, то вам придется завести эти документы на своего нового сотрудника.
Шаг третий
Тут заключается сам трудовой договор. В двух экземплярах. Один остается в компании, второй отдается на руки сотруднику.
Шаг четвертый
Подписывается приказ о приеме на работу по форме Т-1 (Постановление РФ №1 от 05.01.2004 г.). Этот приказ должен быть зарегистрирован в журнале приказов по кадровым вопросам. Если у вас еще его нет, придется купить. Продается журнал приказов в книжных и канцелярских магазинах.
В течение трех дней сотрудник должен быть ознакомлен с приказом. Он должен оставить свою подпись в документе.
Шаг пятый
На этом этапе вам нужно внести запись в трудовую книжку. Подробности можно изучить в статье 66 Трудового кодекса РФ. Данные о новой трудовой книжке нужно внести в журнал регистрации.
Шаг шестой
Далее следует заполнить личную карточку новоиспеченного сотрудника по форме Т-2 (Постановление Госкомстата РФ №1 от 05.01.2004 г.). Опять же, документ подписывается сотрудником.
Шаг седьмой
Если необходимо (относится к военнообязанным гражданам РФ), нужно сообщить о своем сотруднике в Военкомат.
Шаг восьмой
Этот шаг обязателен для ИП. Нужно стать на учет в качестве работодателя в ПФР (в течение 30 дней) и в ФСС (в течение 10 дней).
Собственно, все. Поздравляем! Теперь вы знаете, как правильно нанимать на работу сотрудника.