Роботы, безусловно, являются одним из самых удивительных изобретений человечества. Эти причудливые машины очень разнообразны по своему внешнему виду, набору функций и назначению. Сегодня роботы используются практически в любой сфере — от строительства до медицины, он машиностроения до военных технологий. Эта тема настолько интересна, а роботы настолько умны и многофункциональны, что, порой, волей-неволей начинаешь задумываться о возможности восстания подобных машин в будущем. И не последнюю роль в возникновении подобных мыслей играют разнообразные книги, фильмы и игры про роботов. Достаточно вспомнить такие порождения Голливуда, как «Терминатор», «Я робот», «Аватар» или «Живая сталь». Но, конечно же, самой эффектной в данном жанре является трилогия «Трансформеры», рассказывающая о межпланетной битве между роботами и роботами, а также роботами и людьми.
Нравятся людям человекоподобные машины, тут уж ничего нельзя поделать. Наверное, отчасти это происходит потому, что они очень напоминают нас самих. Возможно, причина в чем-то другом. Но факт остается фактом — нам нравится наблюдать за роботами на экранах телевизоров и мониторах компьютера, играя в разнообразные «стрелялки». По крайней мере, мужская половина населения точно без ума от этих «вооруженных до зубов» стальных гигантов.
А теперь представьте, что у вас есть возможность поучаствовать в реальных боях роботов. При этом без риска для собственной жизни. И не на экране монитора, а в реальности. На настоящем, специально подготовленном полигоне, где в схватке могут участвовать сразу несколько умных машин. Спешим вас обрадовать — такая возможность имеется. Вдвойне приятнее говорить об этом от того, что придумал и организовал новое развлечение — бои реальных роботов — наш с вами соотечественник Денис Тясто.
История появления проекта «Кибер Зона» и реальных боев роботов
Началось все в далеком 2003 году (10 лет назад, то есть, еще до появления культовых голливудских фильмов про войны роботов). Хотя зарождалась идея битв роботов задолго до этого. Как говорит сам учредитель этого необычного развлекательного проекта Денис Тясто, он с детства был неравнодушен к роботам и взрывам. Под надзором своего отца он собирал модели автомобилей из различных деталей, а потом разносил их в щепки при помощи самодельных петард. В общем, вел себя, как многие мальчишки в детские годы.
А уже в 2003 году детское увлечение стало превращаться в нечто большее. Денис нашел целую группу единомышленников, которые, как и он сам, были просто помешаны на роботах, технологиях и искусственном интеллекте. Они создали что-то вроде клуба любителей роботов. По вечер и в свободное время они собирались, общались на тему создания умных машин, изучали книги, статьи и сайты по этим темам. Пробовали собирать собственных роботов из подручных материалов. Что-то получалось, что-то не очень, но время шло, ребята набирались опыта… И буквально через год они получают патент на необычный вид развлечения — клуб любителей роботов, куда может прийти любой желающий и за отдельную плату попробовать себя в роли «водителя» робота. Далее в истории клуба имел место двухлетний перерыв, и только в конце 2006 года команда вновь приступила к работе. Закупались недорогие китайские игрушки в огромном количестве, далее все это разбиралось по винтикам, и на основе полученных деталей ребята собирали некое подобие роботов. Цель была вполне определенной, но сложно осуществимой — построить прямоходящего робота, или хотя бы четвероногое создание. Конечно же, это было возможно. Но такие технологии был слишком дорогими, и остаются таковыми и на сегодняшний день. Кроме того, в планах команды Дениса было создание мобильных, маневренных, быстрых роботов. Это еще больше усложняло задачу.
[direct]
После долгих экспериментов и неудачных попыток поставить машины на ноги, было решено, пока отложить эту задачу. Но решение все равно было найдено — роботов поставили на колеса. Помимо всего прочего, данный вариант позволял снабдить машины большими аккумуляторными батареями с хорошим запасом работы без подзарядки.
Параллельно велись работы по вооружению роботов. Ведь в планах ребят было создание именно боевых машин. И здесь тоже были свои сложности. По задумке, роботы должны были не только долго работать на одной зарядке, но и иметь на борту серьезный запас боеприпасов (конечно же, ненастоящих, а шариков, которые используют в страйкболе). Перепробовав многочисленные китайские модели пулеподатчиков, пришли к выводу, что нужно разрабатывать собственный вариант (китайское оборудование не выдерживало и одного дня жесткой эксплуатации на «поле боя»).
В 2008 году была разработана надежная система подачи шариков, а в 2009 начались кропотливые работы по созданию платформы для четырехколесного робота. Система с одной парой поворотных колес не подходила, так как увеличивала радиус разворота и снижала маневренность робота. Поэтому было решено создать платформу с двумя парами поворачиваемых колес.
Еще одной сложной задачей стала разработка поворотного механизма башни. Ведь к пушке по каналу должны были подаваться шарики и газ под давлением, при этом во время этой операции башня должна была свободно вращаться. Обратились к инженерам одного из заводов в Санкт-Петербурге. Там был дан четкий ответ — создать такое устройство миниатюрных размеров невозможно. Но ребята не сдавались и буквально за неделю собрали свой собственный поворотный механизм, в очередной раз доказав всему миру, что настоящее увлечение своей идеей намного сильнее всяких там ученых с их знаниями и дорогостоящим оборудованием.
Что касается корпуса робота, то в качестве материала для него решили использовать поликарбонат. Этот материал отличается невероятной прочностью, но при этом он очень легкий, что еще больше увеличивает скорость движения робота (ребята назвали свои машины «киберами»). Первый «боевой» кибер был изготовлен в 2010 году. Перед самым Новым годом была поведена его презентация на территории торгового комплекса «Варшавский экспресс». А через несколько месяцев, в апреле 2011 года, был открыт игровой клуб для любителей боев роботов «Кибер Зона», который проработал всего несколько минут. Первые посетители в лице двух детей показали, как надо играть, и просто уничтожили роботов за семь минут. Это заставило клуб закрыться на целый месяц, чтобы доработать свои машины и предоставить новые модели усовершенствованных роботов для боевых игр. Конечно же, до сих пор киберы периодически ломаются прямо на поле боя. Но происходит это намного реже. Ведь целая группа энтузиастов во главе с Денисом ежедневно трудятся над улучшением своих роботов.
Как выглядят реальные бои роботов от компании «Кибер Зона»?
Эта некий симбиоз событий из фильмов «Трансформеры» и «Живая сталь». Управляют роботами во время боев, конечно же, люди (как это было во второй кинокартине), но бой проходит не на ринге, а в уменьшенной модели города. Поле боя — это модель города, находящаяся внутри стеклянного куба шириной. Длиной 14 метров. Здесь есть здания — трех- и четырехэтажные дома, отчасти сгоревшие. Если заглянуть внутрь, то можно увидеть разбросанную мебель и даже скелетики бывших жителей. Рядом с домами растут деревья. Есть здесь и другие постройки — различные башни, ворота. Но не это самое интересное. Главное действие разворачивается между домами, на пустынных городских улицах. Ведь здесь носятся разнообразные роботы, периодически устраивая перестрелки между собой. За стенами куба находятся любопытные зрители, наслаждающиеся незабываемым зрелищем — реалистичными боями роботов.
Управляют роботами игроки, которые следят за своими подопечными при помощи установленных на борту камер. Видеосигнал передается на специальные очки, что позволяет следить за обстановкой глазами робота. Таким образом, достигается максимально возможный эффект присутствия на поле сражения. Как уже было сказано выше, стреляют роботы пластиковыми шариками. Каждое попадание фиксируется специальными датчиками на корпусе.
Стоимость участия в боях роботов составляет всего 30 рублей за минуту или 1800 за один час безумного развлечения, не имеющего аналогов во всем мире. В планах у ребят создание многочисленных клубов любителей боев роботов по всей России и в других странах мира. Кроме того, они ведут разработку модели двуногого человекоподобного робота. Это сделает бои еще более реалистичными и интересными.