В наших публикациях мы неоднократно затрагивали проблему нехватки парковочных мест… Для автомобилей. Это настоящая катастрофа двадцать первого века, которая стремительно развивается во всех крупных городах нашей страны. Естественно, подобная проблема существует и в других странах. Причем касается она не только автомобилей, но и других транспортных средств. Ведь в некоторых странах популярностью пользуются не только машины, но и мотоциклы, скутеры и даже велосипеды.
Япония — страна велосипедов
Интересно то, что такое название подходит этой маленькой восточной стране как нельзя лучше. Велосипед здесь является таким же популярным средством передвижения, как автомобиль. Возможно, даже превосходит его. Для того чтобы вы поняли масштабы распространения этих транспортных средств, приведем некоторые цифры. На сегодняшний день население Японии составляет около 126 миллионов человек. А теперь, внимание! — на это количество жителей приходится около 86 миллионов велосипедов. То есть, двухколесное механическое средство передвижения имеется у 68% населения страны.
Японцы, конечно, молодцы. Используют велосипеды вместо вредных с экологической точки зрения автомобилей. К тому же и для здоровья полезно крутить педали на свежем воздухе, а не сидеть в удобном автомобильном кресле, вдыхая вредные выбросы рядом стоящих машин. Но ведь такое количество велосипедов нужно где-то хранить. Вернее, хранение не самое сложное — в крайнем случае, можно занести «велик» в квартиру и повесить на стену, чтобы не мешал. А вот парковать такое количество двухколесных транспортных средств — вот это действительно проблема. Даже для изобретательных японцев.
Конечно же, во всех японских городах имеются велопарковки. Но их недостаточно для обслуживания такого большого количества велосипедов. Оно и не удивительно, учитывая размеры самой Японии. Насколько вы знаете, эта страна имеет одну из самых больших плотностей застройки. Места под строительство каких-то новых объектов попросту не хватает. Приходится строить либо вверх, либо вниз. Это касается и обычных жилых многоквартирных домов, и коммерческой недвижимости, и других городских объектов.
Автоматические подземные велопарковки
Вы только представьте, если бы в Японии построили столько парковок для велосипедов, сколько требуется в данный момент. Даже если отбросить вопрос нехватки места для строительства, возникает еще дна сложность. Портится внешний вид города. Точно так же, как и в случае с автомобильными стоянками. Поэтому парковка в идеале должна быть вместительной и не портить внешний вид городских улиц. Особенно это важно, когда речь идет о культурных и исторических районах. Остается два варианта. Первый — строить многоэтажное здание, которое должно вписаться внешним видом в общий архитектурный стиль. Сложность в поиске достаточного места для строительства подобного объекта. К тому же это может испортить общую панораму. Второй — построить подземную парковку. И вот тут все намного перспективнее.
В 2008 году японская компания Giken представила проект и успешно построила первую автоматическую подземную парковку для велосипедов. Проект получил название Eco Cycle. Главной целью компании было избавление от традиционных велопарковок, которые портят внешний вид улиц, а иногда и создают опасные ситуации (например, блокируют доступ автомобилям скорой помощи или пожарной службы). Поэтому они придумали проект необычной подземной парковки.
[direct]
Велопарковку Eco Cycle можно сравнить с айсбергом, видимая вершина которого находится над водой, а большая часть спрятана под водами океана. Здесь все точно так же. На поверхности земли располагается небольшое сооружение, очень похожее на грузовой лифт. А под поверхностью располагается большое помещение, способное вмещать от нескольких сотен до нескольких тысяч велосипедов. Подземное помещение имеет цилиндрическую форму, где этажами располагаются парковочные места для велосипедов. Они расположены по кругу, что позволяет парковать и забирать ваше транспортное средство, без риска задеть другие велосипеды. Глубина «шахты» около 17 метров.
Как работает автоматическая подземная велопарковка?
Работает все полностью в автоматическом режиме, что делает парковку Eco Cycle простой в использовании и максимально безопасной. Чтобы отдать свой велосипед на хранение, нужно подкатить его к дверям «лифта», поставить на специальную рельсу и подождать открытия автоматических дверей. Когда двери откроются, нужно слегка задвинуть свой велосипед внутрь по рельсе. После этого специальных механизм «схватит» велосипед, спустит его вниз и припаркует на свободное место. И еще — на велопарковке Eco Cycle все рассчитано до миллиметра, поэтому все посторонние предметы с велосипеда нужно снимать.
Получить свой велосипед обратно так же просто. Нужно лишь приложить специальную идентификационную карту к расположенному у двери велопарковки сканеру. После этого система находит специальный ключ с переднего колеса вашего велосипеда (ключ генерируется во время отправки велосипеда на хранение) и выдает вам ваше транспортное средство. Процедура отправки/получения велосипеда занимает чуть больше 10 секунд. Стоимость разового использования велопарковки обойдутся в сумму, эквивалентную 40 рублям, абонемент на месяц стоит чуть больше 1000 рублей. Совсем небольшие деньги, особенно по меркам Японии.
Идея автоматической велопарковки пришлась жителям Японии по душе. А сторонние компании приобрели технологию Giken для строительства подобных объектов для собственных целей. Например, компания JFE Engineering построила самую большую подземную велопарковку, которая вмещает 9400 велосипедов.
Популярность подобных сооружений обусловлена несколькими серьезными преимуществами. Во-первых, небольшая стоимость парковки — за счет автоматизации и снижения трудозатрат. Во-вторых, они безопасны — попасть внутрь этого автоматизированного комплекса просто невозможно. В-третьих, они экономят место, которого в Японии очень немного. В-четвертых, защищают велосипеды от непогоды. В-пятых, они являются еще и экологичными, что в наше время становится очень весомым критерием. Все внутренние опоры конструкции внедряются в почву при помощи давления, а не бурения, как это делается в большинстве случаев. Благодаря этому, почва не разрушается, а опоры можно в любой момент извлечь без повреждения и использовать снова.
В планах компании Giken экспортировать свою технологию строительства автоматических подземных велопарковок в другие города и страны, где велосипеды пользуются большой популярностью. На сегодняшний день к таковым можно отнести испанскую Барселону, шведский Стокгольм, голландский Амстердам, американский Портленд, швейцарский Базель, китайский Пекин, норвежский Тронхейм, канадский Монреаль и датский Копенгаген. Это те города, где популярность велосипедов стремительно идет вверх. А увеличение количества «двухколесных друзей» заставляет задуматься о строительстве больших велопарковок.