Мы часто рассказываем о различных идеях бизнеса в сфере туризма, отдыха и развлечений. В этом нет ничего удивительного – желание человека «отрываться по полной», получать порцию адреналина или просто новые впечатления всегда было и будет одним из рычагов, которым виртуозно управляют успешные предприниматели по всему миру. Прежде чем мы перейдем к сегодняшнему материалу (который, обещаем, будет очень впечатляющим), ответьте на простой вопрос – о чем в детстве мечтали советские мальчишки (да и девчонки)? Правильно – все хотели стать космонавтами. Ну не все, конечно, но очень многие.
Космос является самой таинственной, самой интересной и самой пугающей средой. Даже сегодня, в век высоких технологий и открытий, люди стремятся познать и изучить глубины вселенной. Кто-то мечтает взглянуть на нашу планету с орбиты, кто-то получить самую большую порцию адреналина в своей жизни (что может быть экстремальнее, чем нахождение в открытом космосе в сотнях километров от родной планеты?), кто-то верит во встречу с внеземными цивилизациями. И вот сегодня, благодаря некоторым энтузиастам появляется новый вид отдыха – космический туризм. Многие возразят и скажут, что данная тема существует уже не первый год, и окажутся правы. Но из чего-то недосягаемого в более массовое явление полеты в космос превращаются только сейчас.
Истоки космических путешествий
Тема космического туризма обсуждается очень давно. Наверное, ее с тех самых времен, когда наш великий космонавт Юрий Гагарин смог преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту на космическом корабле «Восток». А воплотить идею в жизнь удалось лишь 40 лет спустя, в апреле 2001 года.
Первым космическим туристом стал Деннис Энтони Тито. Итальянский бизнесмен совершил долгожданное путешествие (длившееся 10 дней) 28 апреля 2001 года. Полет происходил на космическом корабле Союз ТМ-32, который доставил астронавта на МКС (Международную Космическую Станцию). Космическое путешествие обошлось бизнесмену в умопомрачительные двадцать миллионов долларов.
Вторым «простым человеком», побывавшим в космосе считается африканец Марк Шаттлуорт, который на космическом корабле Союз ТМ-34 вылетел к МКС в апреле 2022 года. Стоимость полета, как сообщали СМИ, не изменилась.
Осенью 2006 года в роли космического туриста побывала первая женщина. Американка Ануше Ансари совершила космический полет осенью 2006 года.
[direct]
Кстати, очень занятный факт. Если в большинстве туристических сфер стоимость услуг обычно снижается из года в год, то космический туризм становится все более дорогим занятием. По крайней мере, так дела обстоят с полетами на государственных космических кораблях. С марта текущего года установлена новая стоимость полетов в космос — 62,75 миллиона долларов. Но не все так плохо для желающих побывать на орбите Земли.
Частные компании бросают вызов государству
Если вы всерьез увлекаетесь бизнесом (а вы им увлекаетесь – иначе, вы бы не читали эти строки), то наверняка знакомы с именем Ричарда Брэнсона – основателя бренда «Virgin», под которым сегодня работают более 350 компаний по всему миру. Но сейчас нас интересует только один из проектов сэра Ричарда – «Virgin Galactic», который предлагает путешествия в космос широкому кругу клиентов. Чтобы записаться в очередь астронавтов, которые уже в ближайшем будущем отправятся на орбиту Земли, нужно пройти специальную подготовку и медицинское освидетельствование. А также, расстаться с сумой в 200 тысяч долларов, что по меркам космического туризма сущие копейки. На данный момент в клуб «Virgin Galactic» записано более 400 человек, которые с нетерпением ждут своего вылета.
Среди записавшихся – бизнесмены, звезды шоу-бизнеса и, конечно же, ученые. Особый интерес путешествия в космос представляют именно для научно-исследовательской аудитории. Несколько американских институтов уже заплатили за входной билет на космический корабль «SpaceShipTwo», который и будет доставлять астронавтов в космос. Всего на борту могут разместиться шесть путешественников и два пилота. Первое путешествие планируется провести уже в этом году.
Главной целью Ричарда Брэнсона является желание сделать космический туризм более доступным и массовым явлением. И, нужно сказать, все у него получается. Особенно радует стоимость полета. Конечно, он пока не может предложить пребывание в космосе в течение нескольких дней (хотя космические гостиницы тоже входят в его планы), что делает государство. Но и 200 тысяч долларов это не 62 миллиона.
Есть ли у «Virgin Galactic» конкуренты?
Помимо «Virgin Galactic», бизнесом на полетах в космос заинтересовался европейский концерн EADS, под крылом которого находится известный бренд «Airbus». Уже в следующем году компания собирается предложить всем желающим полеты на высоту около 100 километров от Земли. Время пребывания в невесомости составит примерно 3 минуты. За такое удовольствие придется заплатить около 260 тысяч долларов.
Главным отличием от «Virgin Galactic» станет то, что их «корабль» будет взлетать при помощи собственных самолетных моторов. После набора определенной высоты (более 12 км) включатся ракетные двигатели. В то же время, первые километры на взлете корабль Брэнсона преодолевает при помощи несущего самолета (такой шаг компания EADS считает небезопасным).
Каким будет следующий шаг космического бизнеса?
В том, что у частных компаний получится наладить регулярную отправку людей в космос, уже нет никаких сомнений. Это лишь вопрос времени. Но уже сейчас многим крупных корпорациям и инвесторам следует задуматься о расширении возможного перечня услуг.
Первое, что приходит на ум – открытие космических гостиниц, отелей, ресторанов. Ведь уже сегодня государство способно отправлять астронавтов на срок до 2 недель. Пройдет еще несколько лет и такие сроки пребывания в космосе станут доступны и для клиентов частных компаний. И тогда, их владельцам или же сторонним бизнесменам придется думать об открытии космических баз отдыха и заведений общепита.