В современных рыночных условиях практически во всех сферах бизнеса сильно развито такое явление, как конкуренция. Многочисленные компании предлагают широкому кругу потребителей богатый ассортимент своих товаров и услуг. Поэтому для увеличения конкурентоспособности, фирмы и частные предприниматели должны хорошо изучать слабые места своих конкурентов и использовать данную информацию для создания собственных преимуществ.
Основными способами повышения конкурентоспособности являются действия по снижению издержек и дифференциации продукции. Однако они действуют до тех пор, пока конкурент не вытеснен с рынка. После вытеснения конкурента фирма сталкивается с другими проблемами. Пытаясь занять более выгодное место на рынке, фирме приходится совершенствовать свои товары или услуги. В этом случае у нее появляются все более серьезные «соперники», что заставляет ее снова повышать свой уровень конкурентоспособности. Такой процесс идет постоянно. Для процветания любой деятельности, компании необходимо постоянно совершенствоваться и изучать деятельность своих конкурентов, выявляя их слабые места. Что для этого нужно делать?
Как грамотно перевести минусы конкурента в собственные плюсы?
Прежде всего, нужно взглянуть на фирму глазами потребителей. Ведь именно потребитель оценивает деятельность вашей компании, выпускаемую продукцию или предлагаемые услуги, создает представление о вашей конкурентоспособности. Привлечь его среди многообразия ваших конкурентов одним только качеством обслуживания невозможно. Клиент обращается к той фирме, которая способна прислушаться к его мнению и грамотно удовлетворить спрос на продукцию.
Потребительский спрос формируется с учетом следующих требований:
- спрос выше, когда цена ниже;
- спрос возрастает вместе с увеличением доходов потребителя;
- спрос колеблется в зависимости от вкуса потребителя;
- спрос на продукцию уменьшается в связи с появлением на рынке аналогичных товаров;
- при ожидании увеличения или уменьшения цены на товар, спрос на него соответственно будет увеличиваться или уменьшаться;
- спрос возрастает, если повышается качество сервиса фирмы.
[direct]
Успех любой фирмы зависит в основном от мощности ее ресурсов, которые получают оценку по различным критериям – ассортимент продукции, состав основных фондов и их размер, применяемые технологии, уровень управления фирмой, состав профессиональных сотрудников и т.п.
Оценивать сильные и слабые стороны конкурентов можно, изучая цели и основные проблемы их деятельности. Можно получить необходимую информацию из публичных источников (рекламные буклеты, различные конференции, выставки и ярмарки, статьи в коммерческих изданиях и т.д.), чтобы проанализировать ресурсы своих «оппонентов».
Выявлять сильные и слабые стороны других компаний и предпринимателей необходимо в несколько этапов. Первым из них будет оценка вида конкуренции на выбранном рынке. Также выявляются уже действующие и потенциальные соперники.
Далее проводится анализ показателей деятельности и целей конкурентов. Определяется доля рынка, которую они занимают, насколько быстро развиваются, качество их товаров или услуг, их цены, виды применяемой рекламы для сбыта продукции и т.д.
На следующем этапе выявляются слабые и сильные стороны конкурирующей организации. При правильно проведенном анализе, можно провести все необходимые мероприятия, чтобы повысить свои конкурентные преимущества и, соответственно, прибыль компании.
Чтобы не только оценить слабые стороны других компаний, но и превратить их в свои преимущества, можно использовать SWOT-анализ, в котором собирается вся нужная информация для оценки собственной конкурентоспособности и выявления слабых сторон конкурента. Для этого составляется таблица, в которой указываются слабые и сильные стороны вашей фирмы и фирмы-конкурента. Затем определяются возможности дальнейшего развития вашей фирмы и выявляются различные угрозы для развития вашего бизнеса в целом.
Учитывая все вышеперечисленные факторы, на которые нужно обращать особое внимание, можно предотвратить негативные события, которые будут мешать процветанию бизнеса или угрожать его сохранению и развитию длительное время.
Полученной для такого анализа информации может оказаться недостаточно для повышения преимуществ фирмы. Обязательно нужно учитывать различные изменения на рынке, проводить сравнительный анализ с определенной частотой в течение небольшого интервала времени, быстро выявлять новых конкурентов и оценивать уровень угрозы для деятельности вашей компании. Также нужно стремиться повышать уровень технологии производства продукции, использовать новейшие разработки и модели в продвижении новых товаров или услуг, повышать уровень квалификации собственных сотрудников, изучать опыт других фирм.
Таким образом, анализируя деятельность конкурентов и выявляя их слабые стороны, можно превратить все их недостатки в собственные преимущества. Желаем вам успешного бизнеса!