В наше время все существующие музеи можно разделить на два типа. Во-первых, это классические коллекции старинных и особо ценных экспонатов, привезенных со всего мира и выставленных на всеобщее обозрение в огромных залах. Во-вторых, это полностью интерактивные музеи, где посетители могут не только посмотреть на экспонаты, но и полностью взаимодействовать с ними. Первый тип музеев постепенно уходит на второй план. Классические музеи, конечно же, по-прежнему существуют и даже активно развиваются, но им сложно угнаться за современными интерактивными коллекциями.
Отчего так происходит? Все просто. Современный посетитель музея, за очень редким исключением, это не столько созидатель, сколько деятель. То есть, такой посетитель желает не просто смотреть на экспонаты, но и при желании брать их в руки, дотрагиваться, примерять и т.п. То есть, современный посетитель музея хочет все трогать руками. И вот тут возникает ряд проблем. Для музея.
Если каждый клиент станет трогать руками все подряд экспонаты, то через какое-то время многие из представленных в коллекции предметов могут потерять свой внешний вид. Им потребуется дополнительная обработка, реставрация, ремонт. Это первое.
Во-вторых, многие экспонаты могут быть опасны для посетителей. Например, тяжелые кости динозавров и других животных, старинное оружие и доспехи, какие-то древние инструменты и стройматериалы. В общем, все тяжелое, режущее, острое.
В-третьих, некоторые категории экспонатов являются очень редкими, очень ценными и невероятно хрупкими. Яркий пример – всевозможная старинная посуда, керамика, фарфор. Одно неосторожное движение, и можно легко разбить какую-нибудь китайскую вазу времен династии Инь. Ни один музей не может позволить себе подобную роскошь. Поэтому, либо приходится мириться с недостаточным потоком посетителей, либо придумывать новые способы сохранения экспонатов и удовлетворения интересов клиентов.
Умное решение – реплики известных экспонатов
Проект Smart Replicas, название которого можно перевести как «Умные копии», не так давно запустили в одном из музеев Нидерландов. Если быть точнее, то в одном из крупнейших музеев страны – Boijmans Van Beuningen, расположенном в Роттердаме.
Есть в этом музее много различных коллекций экспонатов. В том числе и большая коллекция старинного китайского фарфора. Нужно сказать, что это одна из самых больших коллекций китайского фарфора не только в Европе, но и во всем мире. Как вы понимаете, ценность всех этих кувшинов, ваз, посуды и статуэток весьма и весьма высока. А значит, ни о каком взаимодействии посетителей с коллекцией речи идти не может. Фарфор – очень хрупкий материал.
[direct]
Но что делать, когда современный клиент музея так избалован всей этой интерактивностью? Как быть с желанием посетителей все трогать руками? Как бороться с всеобщим трендом превращения музеев в очередное развлекательное место?
Конечно же, можно работать по старым правилам. Никому ничего не разрешать трогать. Только смотреть. И это вполне можно реализовать. Только каким будет результат, понять совсем не сложно. Поток клиентов значительно уменьшится. Люди предпочтут сходить в другой, пусть менее интересный, но зато более «свободный» музей. А это плохо. Потому что любому, пусть даже самому старому и знаменитому музею нужны деньги на содержание коллекций и работников. А значит, музеям необходимо как можно больше посетителей.
Казалось бы, проблема не решаема. Но, на самом деле, выход есть всегда. И даже в случае с хрупким китайским фарфором в музее Бойманса-ван Бёнингена решение все-таки было найдено.
В рамках проекта Smart Replicas было решено заменить оригинальную коллекцию старинного китайского фарфора точными копиями, созданными с помощью технологии 3D печати. Теперь посетители музея точно не заскучают. Ведь можно потрогать даже самую старую вазу из коллекции китайского фарфора.
И не важно, что эта ваза, на самом деле, изготовлена из высококачественного пластика и раскрашена современными красками. Главное, что она полностью повторяет оригинал и, что еще более важно, ее можно взять в руки. И даже надеть на голову, чтобы сфотографироваться на память. А оригинал в это время будет тихо лежать на полке какого-нибудь закрытого склада. В целости и сохранности.
Но и это еще не все. В музее Бойманса-ван Бёнингена решили пойти еще дальше. Теперь каждый посетитель может заполучить точную копию любого предмета из коллекции. Для этого нужно с помощью специального приложения скачать 3D модель понравившегося экспоната, а потом, в любое удобное время, можно с помощью обычного 3D принтера напечатать скачанный экспонат для собственной домашней коллекции.
Это добавляет еще больше интерактивности, которую так любят современные клиенты. А значит, в успехе проекта можно не сомневаться. Вполне возможно, что в скором будущем подобные интерактивные коллекции станут привычным делом в любом музее. А распечатать себе на память кость динозавра можно будет, не выходя из заведения.